9 признаков, что плохое настроение может быть депрессией

«Что-то с головой»

Когда чье-нибудь поведение заставляет насторожиться, пугает или вызывает недоумение, люди говорят: «У него что-то с головой». Имея при этом в виду расстройство психики. Давайте разберемся, почему люди ведут себя странно. И обязательно ли каждый случай странного поведения нуждается в лечении у врача.

Чужое поведение мы, как правило, оцениваем на основании собственного опыта, представлений о нормах общественной морали, а также тех правил, которым привыкли следовать. Например, «мне было бы стыдно вести себя так, как ведет себя та девушка»; «я буду готов провалится сквозь землю (буду драться, злиться, испугаюсь, буду чувствовать себя виноватым — нужное подчеркнуть), если ко мне будут так относиться»; «нельзя ругаться матом, раздеваться, кричать в общественных местах»; «дети должны во всем слушаться родителей»; «некрасиво бурно жестикулировать в обществе малознакомых людей»; и так далее.

Если чье-нибудь поведение, с нашей точки зрения, выходит за границу допустимого — мы бессознательно чувствуем тревогу, так как не можем это поведение предсказать. Ведь если мы находимся с подобным субъектом в одном помещении, мы легко можем попасть в неловкую или опасную ситуацию, коль скоро он не способен регулировать собственные импульсы. К тому же и наши собственные личностные границы оказываются под угрозой: если человек не чувствует дистанции, которую необходимо соблюдать, он легко может вторгнуться в наше личное пространство и причинить боль. В ситуации присутствия такого человека рядом мы чувствуем дискомфорт и, если не получается выйти из ситуации, все время находимся в ощутимом напряжении, будучи вынуждены контролировать окружающую обстановку.

Факторы развития и истинные причины расстройства

Выдвигается множество теорий развития дисморфофобии. Например, считается, что существует определенная комбинация генов, отвечающая за развитие ряда расстройств, в том числе BDD. Другие факторы – нарушение нейромедиаторного обмена, аномалии отдельных участков мозга. Даже существует гипотеза, объясняющая формирование расстройства в результате искажения зрительного восприятия.

Однако главная роль в развитии патологии отводится модели воспитания. Родительская любовь должна быть безусловной. Она предполагает принятие ребенка таким, каков он есть, с его достоинствами и недостатками.

Редко встречаются дети, с самого маленького возраста недовольные своей внешностью

Они любимы близкими, окружены заботой и вниманием. В таких условиях малышу и в голову не придет выдумывать себе несуществующие уродства

Взрослея, ребенок, конечно, нуждается в критике, но в КОНСТРУКТИВНОЙ. Это необходимо для формирования адекватной модели мира и соответствующего поведения, правильного самовосприятия.

Проблемы начинаются, когда нарушаются принципы воспитания. Например, родители систематически кричат на ребенка, обзывая нелестными выражениями. Или мама, непонятно почему, давит на девочку: да, ты у меня не красавица, и ножки кривоваты. Но ничего, я тебя любую люблю. В итоге из девочки вырастает девушка, уверенная в том, что ее тело дефективное. Она носит юбки в пол, бесформенные балахоны, стесняется общаться с людьми, заводить знакомства

Такая девушка считает, что недостойна любви, восхищения, никогда не выйдет замуж – конечно, кто ж на такую уродину обратит внимание

К особенностям воспитания, предположительно способным стать основой для формирования BDD, относят:

перфекционизм и отметание родителями права на ошибку;
грубое, пренебрежительное отношение к ребенку. Пример: девочка в раннем возрасте лишилась родителей. Проживала со старшей сестрой, у которой на тот момент была своя семья. Девочка выполняла всю работу по дому, при этом редко слыша в свой адрес слова одобрения. Жила на правах домработницы. Очень любила племянников, ухаживала и за ними. Считала себя уродом, не имеющим возможности создать собственную семью. Была уверена, что имеет физические недостатки, отпугивающие людей, поэтому лишала себя возможности устроиться на работу. С людьми общение резко ограничивала. Выходя из дома, куталась в широкий платок;
холодность родителей, малая эмоциональность даже при доброжелательном отношении. Например, у родителя существует эмоциональный барьер

Он не может похвалить объективно ребенка за реальные успехи, просто сделать комплимент, фиксировать внимание не на недостатках, а достоинствах ребенка. Помочь ему не заострять внимание на своих недостатках, если таковые имеются, принимать себя таким, каков есть

Издержки воспитания зарождают у ребенка такие черты характера как мнительность, неуверенность в себе, перфекционизм, как заключительный штрих – низкую самооценку. Такие дети подвержены влиянию чужого мнения. Поэтому очень часто дисморфофобия развивается под воздействием неуместной реплики со стороны, критики и издевательств сверстников.

С другой стороны, немало детей, которые даже под резким негативным натиском, порой жестоким, не теряют себя, игнорируют чужое мнение. И уж, конечно, не ищут в себе мнимые недостатки. Это люди с адекватной самооценкой и реальным отношением к жизни.

Особенности

Для диагностирования и лечения дисморфофобии нужно иметь в виду некоторые особенности данного физического расстройства.

Возрастные

В подростковом возрасте

Впервые дисморфофобия обычно обнаруживается у подростков, которые слишком критично относятся к своей внешности. Они выискивают у себя определённый дефект (большие уши, кривые зубы, горбатый нос, жир на животе, веснушки и т

д.) и начинают акцентировать внимание исключительно на нём. Рассматривают себя в зеркало, постоянно спрашивают мнение у окружающих, плачут из-за этого по ночам, ищут методы, как всё можно исправить. В результате формируется навязчивая идея

Подросток искренне считает себя уродом, не верит, что в него кто-то может влюбиться, любые комплименты воспринимает как издёвки

В результате формируется навязчивая идея. Подросток искренне считает себя уродом, не верит, что в него кто-то может влюбиться, любые комплименты воспринимает как издёвки.

К сожалению, в подростковом возрасте дисморфофобическое расстройство личности нередко приводит к суициду. Сказывается общий гормональный сбой и расшатанная психика. Но, если родители смогут вовремя заметить признаки синдрома и предпринять соответствующие меры, ничего плохого с ребёнком не случится. Юношеский максимализм проходит, а вместе с ним исчезает и надуманный страх перед недостатками собственной внешности.

У взрослых

Взрослые дисморфофобы уже не так часто страдают суицидальной наклонностью, как подростки, расстройство переходит в хроническую стадию. Причём многие начинают проявлять активность в устранении изъяна. Обладая свободой действий и финансовыми возможностями, они злоупотребляют хирургическими операциями. Причём после каждой их состояние только ухудшается, так как улучшений во внешности они не видят из-за паттернов поведения и навязчивых устойчивых мыслей, блокирующих нормальное восприятие реальности.

Гендерные

Частота заболевания у мужчин и у женщин примерно одинаковая. Первые обычно зацикливаются на общем телосложении (недостатке мышечной массы, например, или пивном животе) или конечностях (нехватке бицепсов и трицепсов). Вторым гораздо важнее состояние лица и вес.

Гендерные особенности дисморфофобии заключаются в том, что для женщин характерна чрезмерная эмоциональность в переживаниях за свою внешность и гораздо большая активность в устранении так называемого изъяна. Мужчины решают проблему проще: надевают футболку с длинными рукавами, чтобы спрятать тощие руки, а не идут в тренажёрный зал, чтобы нарастить мышечную массу. Представительницы прекрасного пола делают всё с точностью до наоборот. Сначала они испробуют все лайфхаки макияжа, как замаскировать длинный нос

Затем они начнут подбирать широкополые шляпы и массивные украшения, перетягивающие внимание от лица на себя. После этого они, наконец, отправятся на ринопластику, причём одной операцией дело вряд ли ограничится

Откуда берется боязнь людей

Предполагается, что социофобия формируется в результате взаимодействия наследственных и социальных факторов.

Установлено, что ближайшие родственники социофобов также страдают данным заболеванием или другим тревожным расстройством. Дети способны перенимать у взрослых деструктивные формы поведения, усваивать на подсознании разрушительные модели.

Социальная фобия появляется еще в детском возрасте под влиянием патологической модели воспитания.

  • гиперопека;
  • эмоциональная холодность в отношении ребенка;
  •  завышенные требования;
  •  излишняя строгость.

Патологические формы воспитания провоцируют становление нежелательных стереотипных утверждений о себе: я ни на что не гожусь, бесполезный человек.

Особая роль в проявлении расстройства отводится психотравмирующей ситуации детского, подросткового возраста, когда ребенок переживает стыд, другую негативную эмоцию. В детстве мы не можем правильно оценить положение вещей, а неправильная трактовка событий застревает в подсознании. Впоследствии она проявит себя при «удачно» сложившихся обстоятельствах приступом паники, стыда и неловкости. Подобная реакция становится защитным механизмом вроде инстинкта самосохранения при столкновении с социумом.

Проводят также параллель начала заболевания с отношениями в коллективе сверстников. Было замечено, что больше шансов заработать социальную фобию получали подростки, не пользовавшиеся популярностью среди сверстников. Дети подвергались издевательствам. Терпели моральное, физическое насилие.

Мужчина 40 лет страдает паническими атаками. Первый приступ ПА случился в 20 лет, и с тех пор сопровождал больного постоянно. Особенно атаки усиливались в момент публичных выступлений: при чтении доклада перед рабочим коллективом. Мужчина ощущал головокружение, чувство жара, сменяющееся ознобом. Казалось, что сейчас наступит конец света. Боязнь выступать перед сотрудниками мешала больному продвигаться по карьерной лестнице.

В 4 классе случился инцидент. Учительница вызвала мальчика к доске, попросив повторить скороговорку. Реплика оказалась наполненной звуком , которую мальчик произносил с откровенной картавостью. Скороговорка получилась неудачной для восприятия. Класс долго смеялся над «диктором», впоследствии дразнил. После данного эпизода парень боялся ходить в школу, стеснялся отвечать возле доски.

Отношения с одноклассниками были сложными. Мать мужчины страдала депрессией. У брата также случались панические атаки.

Мужчина обратился со своей проблемой к врачу. На основе жалоб, истории болезни ему был выставлен диагноз «социофобия».

Случается, что социальная фобия развивается не только после пережитого собственного негативного опыта. Расстройство способно проявиться у свидетеля неприятной ситуации.

Свою нишу в возникновении расстройства занимают биологические факторы. У больных социальной фобией было выявлено изменение уровня нейромедиаторов в головном мозге. Зафиксирована повышенная чувствительность миндалевидного тела – мозговой структуры, отвечающей за эмоции, в особенности контролирующее чувство страха.

6 Мучают проблемы со сном

Для депрессии характерны разные проблемы со сном, которые называют бессонницей. Врачи выделяют три вида бессонницы — раннюю, среднюю и позднюю.

При ранней бессоннице не получается сразу уснуть. Если человек постоянно «ворочается» полчаса и дольше, это может быть признаком депрессии.

О средней бессоннице говорят, если человек беспокойно спит, просыпается ночью и потом долго не может уснуть. Единичные пробуждения для похода в туалет не считаются.

Поздняя бессонница — это проснуться намного раньше будильника. Люди с депрессией могут просыпаться в пять-шесть утра с ощущением, что не сомкнули ночью глаз. Сон больше не приходит, и человек начинает день усталым и разбитым.

ОКР

Клиническую картину обсессивно-компульсивного расстройства составляют навязчивые мысли и действия, возникающие независимо от воли человека. Они доставляют массу неудобств, порой полностью нарушая нормальное существование индивида. Надоедливые мысли больной пытается искоренить с помощью навязчивых действий, в итоге образуя замкнутый круг.

По течению выделяют 3 формы расстройства:

  • эпизодическая – возникает однократно, но длится от нескольких недель до нескольких лет;
  • хроническая – постоянное течение, с обострениями и ремиссиями;
  • прогрессирующая – с нарастанием симптоматики.

Расстройство отличает постоянное присутствие упрямых мыслей, провоцирующих тревогу. За ними следуют овладевающие действия – ритуалы, призванные снизить тревожный коэффициент. Они на несколько минут приносят облегчение, и создается впечатление, что тревожность ушла. Такое ощущение обманчиво, поскольку навязчивости вскоре возвращаются. Больной вновь начинает ощущать непреодолимые терзания против своей воли.

Люди с ОКР очень страдают от своих неотступных мыслей, пытаются противостоять им, что является безуспешным. Классическим примером становится ситуация, когда человека постоянно окутывают размышления о возможности подхватить страшную инфекцию. Страшась этого, индивид ищет способы избежать такой участи: часто моет руки, ручки дверей протирает антибактериальными салфетками. В людных местах надевает маску. Овощи, фрукты моет водой с мылом, очень тщательно, зелень перемывает по каждому листу.

Расстройство проявляется в нескольких вариациях:

  • присутствие исключительно навязчивых мыслей – обсессий;
  • присутствие исключительно навязчивых действий – компульсий;
  • смешанный вариант.

При ОКР у пациента должна присутствовать хотя бы одна обсессия. Он осознает, что волнующий импульс – его собственный, не навеянный со стороны. Надоедливые мысли, действия носят неприятный характер – это важный признак расстройства.

Компульсии истощают. После исполнения ритуала больной чувствует себя обессиленным. В случае когда повторяющиеся действия не становятся для своих носителей изматывающими, приносящими страдания, ОКР исключается.

Навязчивости забирают у человека не менее часа в день. В других случаях они настолько дезорганизуют, что индивид утрачивает возможность заниматься профессиональной деятельностью, забрасывает учебу, прекращает общаться с друзьями, превращается в социофоба.

Навязчивости носят устойчивый, повторяющийся характер. Больной понимает их нелепость, пытается игнорировать, заменять другими мыслями, провоцируя прогрессирование процесса.

Михаил, 26 лет. С детства в семье присутствовала неблагоприятная обстановка: родители часто ссорились, отец физически обижал мать. Мальчик постоянно боялся сделать что-то неправильно, из-за чего приходилось проверять сделанное по несколько раз.

Расстройство у него впервые проявилось в 3 классе. Возникала надоедливая, изматывающая тяга исполнять любое действие по четыре раза: мыть руки, дергать дверь при проверке запертой квартиры. Покидая жилище, возвращался несколько раз, проверяя, выключил ли он приборы, воду.

Парень осознавал болезненность ситуации. Болезнь тем временем прогрессировала. Ритуалы занимали все больше времени. Сложив портфель перед школой, Михаил несколько раз затем перепроверял, все ли положил. На столе, парте предметы расставлял в определенной последовательности. Необходимо было до каждого дотронуться несколько раз. По дороге шел по определенной траектории. Пройдя отдельный отрезок, оборачивался проверить, не обронил ли чего.   

Дети в школе смеялись над ним за странное поведение, из-за чего вскоре мальчик стал избегать людей.

Привычный возраст заболевания – 10-30 лет. Больше ограничительных рамок для проявления болезни нет. Обсессивно-компульсивное расстройство возникает независимо от социального статуса, экономического уровня развития, пола и расы. Определенную проблему составляет тот факт, что больные обращаются за помощью в довольно запущенном состоянии. Проходит 5 и более лет с начала процветания заболевания, прежде чем пациент обратиться к специалисту.

Синдром Мюнхгаузена

Названный в честь известного враля, этот синдром характеризуется патологической ложью по поводу состояния своего здоровья. Человек преувеличивает, симулирует или нарочно вызывает у себя симптомы болезни.

Человек идет на всё, чтобы добиться медицинских процедур разной сложности, вплоть до хирургических вмешательств, страховых выплат, поддержки фондов и — самое главное — поддержки, сочувствия, внимания и помощи от окружающих. Смежное расстройство — синдром Мюнхгаузена «по доверенности» — заключается в том, что родственник (обычно мать или супруга) вызывает у близкого человека (чаще у ребенка) симптомы заболевания.

Кадр из документального фильма Mommy Dead Dearest

Пример всего масштаба и всей трагедии этого расстройства — прошлогодняя история Ди-Ди Бланшард и ее дочери Джипси: мать всю жизнь внушала ребенку, что та тяжело больна целым «букетом» тяжелых заболеваний — начиная с эпилепсии и заканчивая мышечной дистрофией. Повзрослевшая дочь не выдержала и подговорила молодого человека убить мать. Сейчас она под следствием — и у нее нет ни одного симптома ни одного из заболеваний, которыми она «болела».

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Что делать, если человек закрылся в квартире

Постарайтесь аккуратно расспросить знакомых или соседей о том, когда они в последний раз его видели и в каком он был состоянии; о чем разговаривал и разговаривал ли вообще; как выглядел и как себя вел. Напишите заявление о случившемся участковому полиции, на чьей территории проживает предположительно заболевший человек

Если вы очень хотите, то осторожно по косвенным признакам постарайтесь определить, дома ли тот, кого вы ищете. В случае наличия с ним адекватного контакта попытайтесь  по телефону предложить свою помощь

Однако избегайте быть навязчивым или маячит возле дверей в его квартиру — в случае бредового психоза вас могут счесть за врага, и внезапно применить к вам какое-нибудь оружие. Лучше, в случае отсутствия ответа, доверить подобные дейсвия сотрудникам полиции. В полномочия последних входит обязанность вызывать врача психиатра к лицам, страдающим психическими расстройствами.

Опасность подросткового возраста

Дисморфофобия в большей степени характерна для подростков. К этому существует достаточно много предпосылок. Это, в первую очередь, гормональные изменения и физические, непривычные ощущения собственного тела. Следующий фактор – интеллектуальное развитие, также претерпевающее изменения. У подростков меняется способ мышления и восприятия. Индивидуальное сознание замещается общественным, что сказывается на таких важных аспектах, как определение социальной роли, самооценке.

Подросток плохо понимает и анализирует свои изменения. П.Б. Ганнушкин говорил, что эти сдвиги делают подростка неуклюжим, но одновременно дают ощущение растущей силы и чувства острого недовольства собой.

Показательно данную проблему выразил Л.Н. Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Период отрочества он описывает так: «стыдлив я был от природы. Но убежденность в собственном уродстве преувеличивала мою стыдливость. Я убежден в том, что разительное влияние на человека оказывает его наружность. А точнее, его уверенность в своей привлекательности или непривлекательности».

В подростковом возрасте выделять отдельные недостатки в собственной внешности – дело обычное. Но, в отличие от дисморфофобов, здоровые подростки не делают данную проблему центром своего естества. В итоге она уходит сама собой по мере взросления ребенка.

Постарайтесь смотреть на жизнь, как на странствие к принятию себя самих.

Примириться с тем, что вы не соответствуете каким-то идеалам, которыми восхищаются другие, довольно непросто. И если вы ожидаете, что принятие себя придет к вам извне, тогда вас ожидает разочарование.

Путь к принятию должен начаться внутри вас самих, и продолжаться до тех пор, пока это принятие не станет крепче самой стали. Когда никто, включая вас самих, не сможет в нем усомниться.

Если вы считаете себя непривлекательными, то, скорее всего, это вызвано тем, что втайне даже от себя, вы жаждете того, чтобы окружающий мир вас принял и полюбил… А еще хотите понять, кто вы, и какое место во Вселенной вам уготовано судьбой. Но если вы действительно хотите этого, то первое, что вы должны сделать — это принять себя.

Вы можете часто замечать старые шаблоны мышления, но смысл пути к принятию именно в том, чтобы замечать их и заменять на что-то новое.

Когда вы решите воплотить в жизнь одну или несколько стратегий, которые помогут примириться с тем, как вы выглядите, важно, чтобы вы помнили обо всех своих сильных сторонах — которые определенно есть. Это может быть замечательное чувство юмора, которое делает вас душой компании, умение быстро сходиться с людьми, щедрость, доброта и многое другое

И когда вы будете работать над избавлением от того, что мешает, ваши сильные стороны сделают этот процесс более простым и менее затратным в эмоциональном плане.

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры.

‍Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

‍Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

‍Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

‍Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

Диагностика

Для выявления расстройства восприятия требуется тщательный опрос пациента и его родственников — они опишут поведение больного. Также проводится специальное тестирование.

Анализы крови и осмотр пациента ничего не даст – он не выглядит больным, у него нет хронических и скрытых соматических заболеваний, иммунитет не вызывает нареканий, физическое состояние вполне нормальное. Но зато МРТ покажет изменения в отдельных областях головного мозга. Существуют и особые лабораторные исследования, подтверждающие изменения в белковых рецепторах и нарушения в работе железы внутренней секреции — гипофиза.

Сейчас имеются и четкие критерии, позволяющие подтвердить диагноз:

  1. Критичность мышления пациента, осознающего свою проблему.
  2. Сохранение ясности сознания, отсутствие так называемых сумеречных эпизодов, спутанности мысли.
  3. Жалобы на то, что разум существует отдельно от тела, последнее существует самостоятельно и нарушено его восприятие.
  4. Ощущение изменения местности, нереальности, неузнавание знакомых объектов.

Специалисту следует отличить деперсонализацию от шизофрении, имеющей похожие симптомы. Различают эти патологии так: шизофрения проявляет себя одними и теми же симптомами одинаковой интенсивности каждый день, а при расстройстве восприятия они намного разнообразней.

Симптомы ПРЛ

Первые признаки расстройства появляются обычно в юношеском возрасте, с годами статистика заболеваний снижается и почти у 50% пациентов состояние улучшается в течение десяти лет после появления первых симптомов. Случаев заболеваний среди женщин почти втрое больше, чем среди лиц мужского пола.

Краеугольный камень заболевания – нестабильное эмоциональное состояние, толчком к которому послужила чрезмерная реакция на внешние события, и торможение возврата к прежнему эмоциональному состоянию. Подверженность таким импульсивным переходам наблюдается у тех, кто склонен к резким сменам оценивания людей, от идеализирования к разочарованию. У пациентов с таким расстройством крайне интенсивна чувствительность, их может переполнять любовь, радость, они могут испытывают небывалый подъем, но в то же время их обуревают и негативные эмоции: гнев и тревожность, страх и вина. Интенсивность эмоций настолько велика, что происходит подмена реакций: пациенты сильно скорбят вместо обычной грусти, ощущают позор и принижение своего достоинства вместо неловкости, паникуют вместо небольшого волнения, доходят до умоисступления вместо негодования.

При пограничном расстройстве высок порог чувствительности к неудачному развитию событий, к получению отказа. Пытаясь избежать сильных негативных эмоций, люди, страдающие ПРЛ, наносят себе телесные повреждения, скрывают чувства. Невозможность контролировать свои реакции иногда приводит к суициду. Несмотря на кратковременные ощущения подъема и легкого веселья, наиболее интенсивно у больного проявляются гнев и удрученность, ярость и потерянность, сменяющие друг друга тревожные и депрессивные настроения.

Импульсивное поведение (злоупотребление алкоголем и/или психотропными веществами, чрезмерное поглощение пищи или нарушение режима питания, неконтролируемые траты денег, беспорядочные сексуальные связи, опасное вождение автомобиля, резкое увольнение, внезапное завершение отношений) отражает импульсивные эмоции – так человек стремится как можно скорее избавиться от сильнейшей душевной боли и от проблем, ее вызывающих. Но через какое-то время приходит боль от раскаяния, ощущение вины за свой поступок и, как ответ, стремление к новому импульсивному акту, чтобы облегчить новую боль. С течением времени такое поведение в некоторых случаях становится автоматической реакцией на боль от негативной эмоции.

Риск самоубийства при ПРЛ составляет до 10%. Есть доказанные данные, что мужчины подвержены большему (вдвое выше) риску покончить с собой, нежели женщины. Суицидальные наклонности и попытки самоубийства у пациентов с пограничным расстройством могут свидетельствовать об их убеждении, что таким образом они облегчат жизнь другим, что всем станет только лучше. Такие пациенты особенно чувствительны к тому, как к ним относятся люди: они чрезмерно рады и благодарны за хорошее к ним отношение и, наоборот, чересчур печальны или злятся, когда их обижают или подвергают критике. Диапазон чувств обширен и смена их происходит очень быстро. Бывает достаточно лишь вероятности того, что нужный человек может исчезнуть из жизни или что можно лишиться его уважения, и маятник чувств колеблется от любви к ненависти, от почитания к разочарованию. Подобные настроения вредят не только конкретным отношениям, они влияют на отношения в семье, в социуме, на самооценку.

При пограничном расстройстве есть склонность к восприятию мира как опасного места, полного злорадных людей. В то же время присутствует безграничная преданность в романтических отношениях, основанная на страхе. Этому способствуют неудовлетворенность партнером, конфликты в семье и физическое насилие, хронический стресс, нежелательные беременности

Защищаясь от интенсивных эмоций, вызванных болезненными жизненными событиями, сознание переключает внимание с этих событий или воспоминаний о них. Блокировка негативных эмоций временно облегчает импульсивные ощущения, но одновременно и притупляет обычные эмоции, отчего человек с пограничным расстройством теряет способность концентрироваться и реагировать естественным образом в повседневном режиме, что существенно усложняет его положение в социуме

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мечта стилиста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: